дело №2(1)а-2265/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2017г. г.Бузулук
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Дегтяревой И.В.
при секретаре Кирьяновой Д.А.
с участием представителя административного истца ФИО1, действующей по доверенности № от ** ** ****
представителя административного ответчика администрации МО г.Бузулук Оренбургской области/заинтересованного лица УЖКХиТ администрации г.Бузулука Оренбургской области ФИО2, действующей по доверенностям № от ** ** ****№ от ** ** ****
представителя заинтересованного лица ООО УК «Наш дом» Иксановой Н.А., действующей по доверенности от ** ** ****
представителя заинтересованного лица УФСИН России по Оренбургской области ФИО3, действующего по доверенности от ** ** ****
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная комиссия №2» УФСИН России по Оренбургской области к Администрации муниципального образования г.Бузулук Оренбургской области, с участием заинтересованного лица Управления федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области о признании незаконными действия,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «ИК-2» УФСИН России по Оренбургской области обратилось в суд с административным иском к Администрации МО г.Бузулук Оренбургской области о признании незаконными действия, указав, что являются ресурсоснабжающей организацией на протяжении многих лет обслуживает коммуникации к жилым домам, расположенным в поселке <адрес>. Коммуникации которые подведены к домам на балансе учреждения данные сооружения не числятся и не находятся в федеральной собственности. Теплоснабжение ФКУ ИК-2 УФСИН России по Оренбургской области и прилегающего поселка <адрес> осуществляется от газовой котельной, которая введена в эксплуатацию в ** ** ****. Учреждение неоднократно обращалось в Администрацию г.Бузулука Оренбургской области по вопросу передачи на обслуживание администрации города инженерных коммуникаций поселка или признания сетей бесхозяйными (канализационных сетей, водопроводных сетей, теплосетей, электросетей, газопроводов). ** ** **** были проведены публичные слушания по проекту актуализации на ** ** **** схемы теплоснабжения МО г.Бузулук Оренбургской области, на которых было сообщено, что в схему теплоснабжения МО г.Бузулук Оренбургской области к реестру единых теплоснабжающих организаций отнесена ФКУ ИК-2 УФСИН России по Оренбургской области. ** ** **** Администрацией г.Бузулука было вынесено постановление №873-п «Об утверждении актуализации на 2017г. схемы теплоснабжения МО г.Бузулук Оренбургской области», где котельная ФКУ ИК-2 включена в схему теплоснабжения МО г.Бузулук Оренбургской области. ** ** **** ФКУ ИК-2 УФСИН России по Оренбургской области направило в адрес Администрации г.Бузулука письмо, в котором уведомила о несоответствии ФКУ ИК-2 критериям определения единой теплоснабжающей организации, а именно: по размеру собственного капитала, по способности в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения поселка <адрес>. Письмом от ** ** **** Администрация г.Бузулука сообщила об отсутствии основания для принятия решения об утрате ФКУ ИК-2 статуса единой теплоснабжающей организации. Основным видом хозяйственной деятельности учреждения является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным. Таким образом, источник тепловой энергии находящийся в оперативном управлении учреждения, используется для создания условий содержания осужденных, т.е. для осуществления основного вида деятельности. Теплоснабжение муниципального фонда, а также жилых помещений, находящихся в собственности владельцев жилых помещений поселка <адрес> является несвойственной для ФКУ ИК-№2 функций. Следовательно, действия Администрации г.Бузулука Оренбургской области по включению котельной ФКУ ИК-2 в схему теплоснабжения МО г.Бузулук Оренбургской области и вынесение постановления № от ** ** **** является неправомерным со стороны Администрации г.Бузулука.
В первоначально заявленных административных исковых требованиях просили признать незаконными действия администрации г.Бузулука при принятии решения об утрате ФКУ ИК-2 УФСИН России по Оренбургской области статуса единой теплоснабжающей организацией.
В ходе рассмотрения дела по существу административным истцом уточнены административные исковые требования, окончательно определены следующим образом: признать незаконными действия администрации г.Бузулука при принятии решения об отсутствии оснований по утрате ФКУ ИК-2 УФСИН России по Оренбургской области статуса единой теплоснабжающей организацией, указанное в письме № от ** ** ****. Обязать администрацию г.Бузулука принять решение об утрате ФКУ ИК-2 УФСИН России по Оренбургской области статуса единой теплоснабжающей организации установленного Постановлением администрации г.Бузулука №873-п от 20.04.2017г.
Определением суда от ** ** ****г. к участию в дело в качестве заинтересованных лиц привлечены УЖКХиТ администрации г.Бузулука Оренбургской области, ООО УК «Наш дом», Управление Росреестра по Оренбургской области.
Представитель административного истца ФКУ «ИК-2» УФСИН России по Оренбургской области ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные уточненные требования по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации МО г.Бузулук Оренбургской области, заинтересованного лица УЖКХиТ администрации г.Бузулука Оренбургской области ФИО2 административные исковые требования не признала, доводы своих возражений изложили в письменном отзыве приобщенном к материалам дела, в судебном заседании пояснила, что в соответствии с п.6 ч.1 ст.6 ФЗ №190, постановлением администрации г.Бузулука от 01.03.2016г. №369-п «О назначении уполномоченного органа» УЖКХиТ администрации г.Бузулука уведомляло о начале принятия заявок от теплоснабжающих и (или) теплосетевых организаций на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации на территории г.Бузулука Оренбургской области с окончанием срока подачи заявок ** ** ****. Однако, до указанного срока заявок в адрес УЖКХиТ не поступало. Ссылка административного истца на несоответствие критериям единой теплоснабжающей организации, предусмотренные п.7 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012г. №808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» несостоятельна, поскольку данные критерии применяются при оценке конкуренции нескольких организаций. Только в случае если, для соответствующей системы теплоснабжения таких организаций будет несколько, следует учитывать финансовые, технические и иные возможности управления режимами теплоснабжения. Доводы административного истца об отсутствии тепловых сетей, присоединенных непосредственно к теплопотребляющим установкам потребителей, об отсутствии персонала для обслуживания не может являться обстоятельством, свидетельствующим о незаконности определения статуса ЕТО.
Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Оренбургской области ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования ФКУ ИК-2, просил суд удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО УК «Наш дом» Иксанова Н.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, поскольку судебных решений об утрате статуса единой теплоснабжающей организации истцом не представлено. Утрата данного статуса ФКУ ИК-2 не возможна, за исключением случаев, прямо предусмотренных п.13 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012г. №808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», которые в данном случае отсутствуют.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля И. показал, что теплоснабжение ФКУ «ИК-2» по Оренбургской области осуществляется от котельной, находящейся в ведении этого Учреждения. Постановлением администрации г.Бузулука от 20.04.2016г., ФКУ «ИК-2» признано единой теплоснабжающей организацией. На основании п.11 Правил организации теплоснабжения РФ, в случае, если организацией не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, действующей в зоне действия источников тепловой энергии с наиболее высокой тепловой мощностью. Критерии при оценке теплоснабжающей организации в силу законодательства о теплоснабжении, в первую очередь предназначено для определения теплоснабжающих организаций, в целях обеспечения безопасности и надежности теплоснабжения. Если учесть позицию администрации г.Бузулука, то при отсутствии заявок на участие в конкурсе на определение теплоснабжающей организации, признать можно любую теплоснабжающую организацию, в том числе не владеющей на праве источниками тепловой энергии или являющимся банкротом.
Представитель заинтересованного лица УФРС по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
ч.9 ст.226 КАС РФ устанавливает, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии со ст.16 ч.1 п.4 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа, относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
п.4.2 ч.1 ст.17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п.28 ст.2 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации
Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» утверждены «Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации» (далее – Правила организации теплоснабжения).
В соответствии с п.3 Правил организации теплоснабжения статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
На основании п.7 Правил организации теплоснабжения критериями определения ЕТО являются:
-владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;
-размер собственного капитала;
-способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
В случае, если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса ЕТО, такой статус присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью (п. 11 вышеуказанных Правил).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что котельная, расположенная по адресу <адрес>, принадлежит ФКУ «ИК-2» УФСИН России по Оренбургской области на праве оперативного управления.
** ** **** за исх.№ УЖКХиТ администрации г.Бузулука Оренбургской области направило в адрес начальника ФКУ «ИК-2» УФСИН России по Оренбургской области сообщение о том, что на официальном сайте администрации г.Бузулука Оренбургской области размещено официальное уведомление о принятии заявок на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации на территории г.Бузулука Оренбургской области, а также для согласования актуализированный проект схемы теплоснабжения МО г.Бузулук Оренбургской области.
Постановлением администрации МО г.Бузулук Оренбургской области № от ** ** ****. назначено проведение ** ** **** публичных слушаний по проекту актуализации на ** ** **** схемы теплоснабжения МО г.Бузулук Оренбургской области.
** ** **** ФКУ «ИК-2» УФСИН России по Оренбургской области дан ответ на указанное сообщение, из которого следует, что Учреждением принято решение о невозможности и нецелесообразности подачи заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
** ** **** главой администрации МО г.Бузулук Оренбургской области вынесено Постановление №873-п «Об утверждении актуализации на 2017г. схемы теплоснабжения муниципального образования г.Бузулук Оренбургской области», в разделе 8 приложения которого к реестру единых теплоснабжающих организаций отнесено ФКУ «ИК-2» УФСИН России по Оренбургской области.
** ** **** начальник ФКУ «ИК-2» УФСИН России по Оренбургской области обратился к главе г.Бузулука Оренбургской области, в котором просил принять решение об утрате учреждением статуса единой теплоснабжающей организации, поскольку при присвоении такого статуса не были соблюдены условия о размере собственного капитала, а также способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения.
На данное сообщение Администрацией г.Бузулука Оренбургской области дан ответ за № от ** ** **** об отсутствии оснований для принятия решения об утрате ФКУ «ИК-2» УФСИН России по Оренбургской области статуса единой теплоснабжающей организации.
По сведениям ФКУ «ИК-2» УФСИН России по Оренбургской области № от ** ** **** теплосети, находящиеся на территории № не числятся на балансе ФКУ «ИК-2» УФСИН России по Оренбургской области.
Судом установлено, что административным ответчиком при проведении процедуры утверждения схемы теплоснабжения была предоставлена возможность заинтересованным лицам подать в уполномоченный орган заявки для присвоения организации статуса ЕТО в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта актуализированной схемы теплоснабжения, однако соответствующих заявок не поступило. Данную публикацию суд расценивает как направленную на выполнение положений п.17 Правил организации теплоснабжения.
В отсутствие заявок на присвоение статуса ЕТО данным статусом административным ответчиком наделен единственный собственник источника тепловой энергии на территории поселка <адрес> – ФКУ «ИК-2» УФСИН России по Оренбургской области (при отсутствии иных лиц, обладающих на территории <адрес> источниками тепловой энергии), что не противоречит положениям п. 7, п. 11 Правил.
В п.15 Правил организации теплоснабжения предусмотрено, что организация, имеющая статус единой теплоснабжающей организации, вправе подать в уполномоченный орган заявление о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации, за исключением случаев, если статус единой теплоснабжающей организации присвоен в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил.
Таким образом, заявителем недоказанно нарушение его прав и законных интересов, поскольку процедура утверждения схем теплоснабжения и порядок выбора единой теплоснабжающей организации ответчиком были соблюдены; статус единой теплоснабжающей организации был присвоен в соответствии с пунктом 11 Правил организации теплоснабжения ОАО "<данные изъяты>" как организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и обладающей способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Результаты публичных слушаний по проекту актуализации на 2017г. схемы теплоснабжения муниципального образования г.Бузулук Оренбургской области административным истцом не обжаловались.
Материалы дела не содержат доказательств, обращения ФКУ ИК-2 к административному ответчику с замечаниями и предложениями по проекту актуализации схемы теплоснабжения в период проведения публичных слушаний.
Ссылка административного истца на несоответствие критериям единой теплоснабжающей организации, предусмотренные пунктом 7 Правил №808 правомерно отклонена судом первой инстанции, как не имеющая значения для определения статуса единой теплоснабжающей организации, поскольку данные критерии применяются при оценке конкуренции нескольких организаций.
В данном случае установлено, что заявки организациями поданы не были, следовательно, основным условием для определения единой теплоснабжающей организации из числа организаций, эксплуатирующих объект теплоснабжения в отдельной системе, является наличие у уполномоченного органа документов, удостоверяющих законные основания владения источниками тепловой энергии, под которыми понимаются устройства, предназначенные для производства тепловой энергии. Только в случае, если для соответствующей системы теплоснабжения таких организаций будет несколько, следует учитывать финансовые, технические и иные возможности управления режимами теплоснабжения.
Довод об отсутствие персонала для обслуживания газовой котельной не может являться основанием для утраты ФКУ «ИК-2» статуса ЕТО.
Доводы административного истца о непринадлежности ФКУ «ИК-2» УФСИН России по Оренбургской области тепловых сетей, присоединенных непосредственно к теплопотребляющим установкам потребителей поселка <адрес>, судом отклоняются, поскольку с учетом определения Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2016г. №309-КГ/16-12364 отсутствие непосредственного присоединения потребителей к источнику теплоснабжения ФКУ ИК-2 не означает, что у данного лица отсутствует возможность поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель таким потребителям и заключить с ними договоры теплоснабжения.
В силу положений ст.62 КАС Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.6 КАС Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая высокую социальную значимость рассматриваемого вопроса и необходимость стабильности в организации теплоснабжения суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца о незаконности отказа в утрате статуса единой теплоснабжающей организации, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающими его права, свободы и законные интересы, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, следовательно, в удовлетворении административного иска ФКУ «ИК-2» УФСИН России по Оренбургской области следует отказать.
Руководствуясь ст. ст.227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Федерального казенного учреждения «Исправительная комиссия №2» УФСИН России по Оренбургской области к Администрации муниципального образования г.Бузулук Оренбургской области о признании незаконными действия - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Дегтярева И.В.
Мотивированное решение составлено 16.10.2017г.